Материалы семинаров

Использование «Кругов Луллия» в познавательно-творческой деятельности воспитанников. Из опыта работы Е.А. Шишовой, воспитателя МБДОУ «ДС №402 г. Челябинска».
        Раймонд Луллий (жил в XIII—XIV вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение. Простота конструкции «кругов Луллия» позволила авторам ТРИЗ и РТВ использовать их в детском саду. Изучение данного метода вызвало у нас интерес и позволило совместно с родителями изготовить несколько вариантов кругов, а затем сформулировать цели дальнейшей работы с воспитанниками по данному направлению: - развитие интеллектуально-познавательных и речевых способностей воспитанников, - развитие логического мышления, - развитие воображения как основы детского творчества, - формирование партнерских взаимоотношений с семьей. Были выработаны правила введения кругов Луллия в образовательный процесс: - Круги Луллия представлять дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги, - для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более четырех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8, причем 1)для работы с детьми четвертого года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. 2)в работе с детьми пятого года жизни используют два-три круга (4-6 секторов на каждом). 3)дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом. - тренинги целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (в совместной деятельности индивидуально или с подгруппами детей), - сами круги желательно изготовить из пластика (или толстого картона). На сектора прикрепляются картинки по теме занятия (с помощью мастики или скотча, чтобы педагог и дети могли легко поменять их). - тренинг должен состоять из двух частей: 1) уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание - РЗ); 2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание - ФЗ). При проведении тренингов использовалась нами следующая технологическая цепочка: 1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты. Например, на сектора самого большого круга, прикрепляют изображения деревьев (сосна, яблоня и др.); на сектора второго круга - места их произрастания (сад, лес, болото и т.п.); на сектора третьего круга - плоды или семена деревьев (апельсин, яблоко, шишка и др.). 2. Ставится задача тренинга. Детям предлагается найти соответствия на кругах. Например, по просьбе воспитателя они находят на нижнем круге изображение яблони, затем, поворачивая средний круг, отыскивают изображение сада и располагают его над яблоней, на маленьком круге таким же образом находят яблоко. Объясняют, что получилось. 3. Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их. Например: береза - болото - апельсин. Задача. Объяснить, как объект может расти в таком месте и приносить подобные плоды. С достаточной степенью достоверности объяснить правомерность данного фантастического преобразования. Например, хорошо ли иметь такую чудесную березу в унылой болотистой местности и каким обитателям леса особенно понравится, что на ней растут апельсины. 4. На основе фантастического преобразования составляется рассказ. 5. По итогам преобразования организуется продуктивная деятельность (лепка, рисование и т.п.). Ожидаемые результаты. Подбор детьми карточек с изображением объектов для размещения на секторах, например: "Подберите карточки с изображением домашних животных". Самостоятельное придумывание дошкольниками как реальных, так и фантастических заданий. Составление рассказов о практической значимости объектов с необычными признаками. В разных возрастных группах воспитанников применялась определенная методика. Младший возраст (3-4 года) 1. На малом круге воспитатель располага¬ет картинки с изображением животных (со-бака, курица, лиса и т.д.), на большом - их детенышей. Реальное Задание (РЗ): найти маме детеныша. Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их. 2. Взрослый раскручивает круги. Напри¬мер, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка. Фантастическое Задание (ФЗ): подумать и сказать, каким образом ма¬ма-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т.д.). Средний возраст (4-5 лет) 1. На стержне - три круга. На маленьком круге размещены изображения объектов (ягода вишни, портфель, автомобиль и т.д.); на среднем круге -геометрические формы (треуголь¬ник, овал, круг и т. д.); на большом - цифры. РЗ: выбрать объект (ягода вишни), подо¬брать соответствующую ему геометричес¬кую форму (круг) и количество (например, цифра 2). 2. Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: ягода вишни, треуголь¬ник, цифра 8 (результат - восемь вишен тре¬угольной формы). ФЗ: какую пользу из этого можно из¬влечь? (Такие плоды удобно укладывать в ящик - треугольник к треугольнику.) Старший возраст (5-6 лет) 1. Первый круг - образцы ма¬териалов (металл, ткань, стекло и т.д.). Вто¬рой круг - изображения объектов (стул, те¬лефон, пылесос и т.д.). Третий круг - изоб¬ражения местонахождения объектов (квар¬тира, улица, космический корабль). Четвер¬тый круг - образцы цветов (малиновый, го¬лубой и т.д.). РЗ: выбрать объект, подобрать материал, из которого он изготовлен, его цвет и опре-делить место его нахождения (телефон -пластмасса - фиолетовый - квартира). 2. Раскрутить круги. Например, под стрел¬кой оказались: стекло, стул, космический корабль, малиновый цвет. ФЗ: объяснить практическую значимость получившегося объекта. Обсуждается ситуация: на космическом корабле необходим стеклянный стул малинового цвета, потому что... (Ответы детей.) Образовательную деятельность с воспитанниками мы начали с введения таких игр и творческих заданий: "Необычные вещи" Цель. Учить детей определять части объектов, побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей. Материал: на стержне закреплены два круга (на большом - изображения объектов, на маленьком - частей этих объектов). РЗ: "Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором". ФЗ: "Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, здание и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать". "Новая сказка" Цель. Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов. Материал. Два круга (на первом - изображения сюжетов знакомых сказок; на втором - предметов из этих сказок). РЗ: "Иллюстрация к какой сказке оказалась под стрелкой". ("Красная Шапочка" Ш. Перро.) "Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет". (Корзинка.) ФЗ: "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. (Иллюстрация из сказки "Три поросенка" и сковорода из сказки "Федорино горе" К. Чуковского.) Как сковорода может помочь поросятам справиться с волком?" "Необычное место" Цель. Учить детей различать места, в которых происходили события, описанные в сказке; изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия. Материал. На верхнем круге - картинки с изображением мест действия из различных сказок: болото, лес, комната, деревня, волшебный сад (прикрепляет воспитатель). На нижнем круге - картинки с изображением сказочных героев (дети прикрепляют самостоятельно). РЗ: "Выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет". (Черепаха Тортилла живет в болоте.) ФЗ: "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. Назови героя и его новое место жительства". (Черепаха Тортилла живет в волшебном саду.) Воспитатель предлагает подумать и рассказать, как в этом случае будет развиваться сюжет сказки. Работу по данной методике начали осуществлять со средней группы, использовали круги Луллия в совместной деятельности, НОД, дети с интересом использовали и продолжают использовать круги в самостоятельной деятельности. Интерес воспитанников и партнерские отношения с родителями обеспечили создание в группе новых кругов Луллия: «Классификация: Растения, плоды, семена». «Классификация: Домашние животные – детеныши, вид корма, жилище». «Классификация: Дикие животные – детеныши, вид корма, где обитает». «Времена года». «Геометрические фигуры». «Цифры и количество». «Подбери по цвету». Нами разработаны следующие задания для использования в совместной деятельности взрослого и воспитанников: «Найди реальное сочетание» (под стрелкой объединяются картинки, формирующие реальную картину мира), «Объясни необычное сочетание» (случайное соединение объектов и достоверное объяснение необычности их взаимодействия), «Придумай фантастическую историю или сказку» (Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования), «Реши проблему» (Учить детей формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению) и др. А также упражнения: «Найди отличия объектов». «Найди, чем похожи». «Определи основные признаки объектов» и т.д. «Чей, чья, чьё?» «Образуй слово». «Один – много». «Сосчитай». «Подбери пару». «Согласование имен числительных». «Кто кем управляет?» «С чьей ветки детки?» «Разгадывание ребусов». «Кто чем управляет?» «Подбери пару и составь предложение» «Часть-целое» «Кто быстрее?” «Все профессии нужны - все профессии важны». «Бытовая техника» «Путешествие по сказкам» «Одежда и др. Работу по данной методике проводили в течение трех лет с детьми нашей группе, изменяли некоторые варианты кругов Луллия, усложняли задания, вводили творческие игровые ситуации. Нашим девизом стали слова: «Можно говорить все». Опыт использования «тризовского» метода «Круги Луллия» на практике показал положительный развивающий результат, об этом свидетельствует реализация поставленных целей, развитие у воспитанников определенных психических процессов, проявление любознательности и интереса к причинно-следственным связям, формирование способности к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий