Статьи

 Использование приемов и методов ТРИЗ 

в группах компенсирующей направленности 

для детей с речевыми нарушениями


Лунева И. Л.,

учитель-логопед МБДОУ Д/С № 402 г. Челябинска, 

высшая квалификационная категория

Горшкова Е. В.,

учитель-логопед МБДОУ Д/С № 402 г. Челябинска, 

первая квалификационная категория


    Проблема развития речи остается актуальной в современном мире, так как детей с тяжелыми  речевыми нарушениями с каждым годом становится все больше. Особенно это касается детей дошкольного возраста, потому что освоение речевых эталонов в период с трех до семи лет является одним из показателей уровня развития. Работая в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, мы пришли к выводу: эти дети -   малоактивны, недостаточно общаются со сверстниками, в играх не используют речевое сопровождение, у них наблюдается низкая активность запоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности, для них характерна слабая способность к рассуждению, что проявляется в частом употреблении стандартных, бытовых фраз, для их высказываний характерно беспорядочное перечисление признаков предмета, незавершенность микротем, отсутствие последовательности изложения, наличие лексических затруднений.  

Таким образом, актуальность проблемы поиска оптимальных педагогических средств развития речи детей дошкольного возраста и их системного использования не подлежит сомнению, поскольку современная образовательная парадигма определяет приоритетность формирования у подрастающего поколения способности интеллектуально – творческого характера.

Одним из результативных способов формирования познавательной  активности, на наш взгляд, является технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач), в том числе и в коррекционных группах. Педагог, владея данными приемами и методами, может построить систему творческих упражнений не только на знаниях, в индивидуальной работе, включить в задания по само коррекции, в любой режимный момент повседневной жизни и совместной деятельности.

Используя в работе по развитию речи данные игры и игровые упражнения с использованием ТРИЗ, мы стимулируем у детей: развиваем коммуникативные навыки, повышаем уровень речевой активности, развиваем структурные компоненты речи, а так же стимулируем ребенка на овладения умениями рассуждать, обобщать, доказывать, делать выводы. 

    К числу важнейших задач коррекционной работы педагогов с детьми с нарушениями речи относится формирование у них связной речи, которое и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, многократно усложняющийся, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР). Связная речь – это речь содержательная, логичная и последовательная. Именно в данном разделе отчётливо выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития. Поэтому всю работу мы условно разделили на несколько этапов:

I. Подготовительный этап – предварительная работа по двум линиям:

Интеллектуальное развитие, и прежде всего развитие мышления; 

Например, игры «Да-Нетка» 

Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности. 

Материал. Семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда. 

Ход игры 

Предметы раскладываются на столе. 

Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?». 

Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы. 

- Этот предмет нужен в хозяйстве? - Его едят? 

- Его надевают на тело? 

- Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с ...? - Он круглый? Он коричневый? И т.п. 

Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета - к его расположению — к выяснению внешних признаков, лишь затем назвать отгадку. 

«А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы». 

Вариант игры. 

Дети делятся на команды. У каждой — свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет, а другая отгадывает с помощью вопросов. Потом дети меняются ролями. Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов. 

Речевое развитие: развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения.

Например, игра «Из чего мы сделаны?»

Ход игры: 

Детям предлагается 2 круга – большой и маленький. На большом круге обозначены предметы: мяч, платье, варежки, батон, сыр, ведро, качели, скамейка. На маленьком круге – материалы, из которых изготовлены эти предметы: резина, хлопок, мех, пшеница, молоко, пластмасса, металл, дерево.

Вариант 1: Дети крутят стрелку, маленький круг и называют материал, из которого изготовлен данный предмет. Сыр – из молока, платье – из хлопка.

Вариант 2: Дети крутят стрелку, маленький круг и начинают фантазировать о том, чтобы было, если бы этот предмет был изготовлен из этого материала. Например, платье сшито из меха – «в таком платье будет жарко» и т.д.

II. Начальный этап – овладение диалогической речью.

Например, игра «Краски»

Цель. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них. 

Ход игры: 

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и называет его хозяину. Затем приходит покупатель: 

- Тук-тук! 

- Кто там? - Покупатель. 

- Зачем пришел? — За краской. 

- За какой? - За голубой. 

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!». Если покупатель отгадал цвет краски, то забирает ее себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так они по очереди разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. 

III. Основной этап – формирование монологической речи: обучение рассказыванию (пересказу, составлению рассказов).

На всех этапах работы педагог должен помнить об информации о данном предмете, последовательности изложения, ошибок в употреблении языковых средств. (Каждый пункт выводов можно закодировать и во время анализа показывать детям соответствующую карточку). Мы предлагаем  заканчивать занятия рефлексией (Что делали? Как делали? Зачем делали?).

Использование методов ТРИЗ в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями даёт несомненные преимущества:

в активизации познавательной деятельности детей,

в создании мотивационных установок на проявление творчества,

в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса словами с переносным значением,  синонимами и антонимами), 

повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами,

осознанность в построении лексико-грамматических конструкций.

гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности,

  Эффективность предлагаемой технологии отслежена  на основе отзывов воспитателей и родителей. У выпускников коррекционных групп хорошие показатели по уровню развития воображения и речевому развитию, они с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески поставленной задаче, быстро включаются в занятия, психологически раскованны и уверенны на занятиях. Поэтому использование данных методов и приёмов в группах с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым. 

        




Комментариев нет:

Отправить комментарий