Опыт работы

Реализация регионального компонента через проектную деятельность. 
 «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал». К. Симонов 
 Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в тече-ние которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре. Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зо-вут соотечественниками. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и исто-рии родного края. Это заложено в Федеральном государственном образова-тельном стандарте дошкольного образования. Мои воспитанники часто спрашивали меня - «Почему родной край назван Южным Уралом?», «Как называются те или иные растения и животные?», «Что такое минералы или железная руда?», «Почему камни разного цвета?», «Откуда на Урале так много озер и рек?» Эти и другие вопросы заставили меня заду-маться над необходимостью изучить с детьми особенности родного края. А чтобы изучение данного вопроса было широким и плодотворным, я решила ис-пользовать на практике метод проектной деятельности, в основу которого за-ложена идея направленности познавательной деятельно¬сти детей на результат. Для систематизации своих знаний о родном крае я изучила много литературы, просмотрела презентации об Урале, вариативные программы для дошкольного возраста по региональному компоненту. С детьми было реализовано два образовательных проекта: в старшей группе – «Мы живем на Южном Урале», в подготовительной группе – «Наш дом – земля уральская». Оба проекта были долгосрочные, реализовывались на протяжении двух учебных годов. Целью реализации образовательных проектов являлось формирование по-знавательного и гуманного отношения к природным богатствам Южного Урала, приобщение к истории и развитию родного края, воспитание гражданских чувств и любви к родному краю. Были поставлены следующие задачи: - сформировать знания об истории, символике, достопримечательностях род-ного края, - систематизировать и расширить знания о природных ресурсах: растительный мир, животный мир, обитатели водоемов, рек и озер, - сформировать знания о минералах, самоцветах, полезных ископаемых Южно-го Урала, - воспитание экологической культуры у детей, желания принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды, - изучить устное народное творчество, познакомить с уральскими сказами, по-эзией об Урале, легендами, песнями. Работа над реализацией проектов была построена на деятельностном, личностно- ориентированном и культурно- историческом подходах, которые являются важными для развивающего обучения. Реализация образовательных проектов строилась на принципах обогащения детского развития, содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, сотрудничества ДОУ с семьей, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка. Региональный компонент в наших проектах реализовывался через все об-разовательные области и различные виды деятельности детей - образовательной, игровой, продуктивной Участниками образовательного проекта были дети, воспитатели, родители и специалисты ДОУ. Всю работу над проектами можно условно разделить на две части: - природные ресурсы родного края (растительный, животный мир, природные богатства, экология родного края), - культурное наследие Южного Урала (история, развитие, художественные промыслы, народы Южного Урала, устное народное творчество). В рамках реализации проектов была проведена следующая непрерывная образовательная деятельность: «История жизни человека на Южном Урале», «Пещеры Южного Урала», «Жизнь первобытных людей на Южном Урале», «Как животные готовятся к зиме на Южном Урале», «Уральские самоцветы», «Озера Южного Урала» и совместная деятельность: «Природа Южного Урала - Растительный мир. Лесная аптека», «Полевые цветы родного края», «Ядовитые растения Южного Урала», «Природа Южного Урала - Животный мир», «При-рода Южного Урала – В царстве грибов», «Богатство Уральских гор», «Птицы родного края», «Экологические основы взаимодействия с живой природой», «Национальные парки Южного Урала», «Заповедники Южного Урала», «Оби-татели водоемов Южного Урала», беседы: «Родной край Южный Урал», «Красная книга Южного Урала», «Редкие виды животных и растений Южного Урала», экспериментальная деятельность: «Удивительные камни», «Опыты с камнями», открыта мини-лаборатория « Свойства минералов», решение про-блемных ситуаций: «Как спасти природу Южного Урала», «Что делать с мусо-ром?» и др. В процессе изучения конкретных сведений о природных ресурсов Южно-го Урала, ребята многому научились, например, определять как называется то или иное растение, полезное оно или ядовитое, при каких заболеваниях можно его использовать. Стали различать съедобные и несъедобные грибы, познако-мились с Красной книгой и редкими животными нашего родного края, изучили особенности различных природных сообществ. Очень интересным было для детей осуществление экспериментальной деятельности. В группе была создана мини-лаборатория по изучению свойств различных минералов. С помощью микроскопа мы смогли рассмотреть струк-туру минералов, их окраску, блеск и твердость; с помощью весов – определить вес различных экземпляров. Воспитанники познакомились с названиями раз-личных камней, их особенностями и характеристиками, вырастили из солевых растворов минералы различной окраски. Большое значение уделялось художественной литературе - чтению и бе-седам по сказам П.П. Бажова «Серебряное копытце», «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Огневушка-поскакушка», знакомство с уральской поэзией, чтение произведения С.А. Лавровой «Удивительный Урал», «Потеш-ные прогулки по Уралу», «Урал. Кладовая земли»; Т.В. Корегиной «Челябинск. Путешествие по городу от А до Я». По мотивам сказа П.П. Бажова был организован спектакль «Серебряное копытце». Большая работа была проведены по художественно-эстетическому разви-тию детей: рисование различными художественными средствами - «Лекарст-венные растения родного края», «Полевые цветы Южного края», «Животный мир родного края», «Хозяйка Медной горы», «Люблю природу Южного Ура-ла»; коллективные работы - «Природа Южного Урала», «Горы родного края», «Зима на Южном Урале», «Обитатели озер Урала», «Фантазии из камней». При создании работ использовали различные технические средства: краски, цветной песок, камни, паетки и т.д.; созданы макеты «Как животные готовятся к зиме на Южном Урале», «Серебряное копытце» (по сказу П.Бажова), «Жизнь перво-бытных людей на Южном Урале», «Пещера Хозяйки Медной горы». Была открыта творческая мастерская по изготовлению «ювелирных изде-лий» из различных материалов, а так же художественная мастерская по «пре-вращению камней» в разнообразных животных, насекомых и выдуманных пер-сонажей. Данный вид деятельности особенно приглянулся детям- по дороге домой или на прогулке они выискивали и выкапывали разнообразные камни, придумывали целые композиции и, с помощью различных художественных ма-териалов, превращали камни в удивительных персонажей. В ходе реализации проектов большое внимание уделялось игровой деятельно-сти. Дети с удовольствием играли в дидактические игры «Природа Южного Урала», «Полевые цветы Южного Урала», «Лекарственные растения родного края», «Съедобные грибы родного края», «Птицы Челябинской области», «Жи-вотные Урала», «Кто чем питается», «Профессии Урала», «Обитатели водоемов родного края», «Минералы Южного Урала», «Народные промыслы». Созданы условия для сюжетно- ролевых игр - «Путешествие в горы Южного Урала», «Магазин ювелирных изделий», «Сплав по рекам родного края», «Лес-ная аптека» и другие. Дети научились играть в подвижные народные уральские игры- «Грачи прилетели», «Орешек», «Березка» и театрализованные игры- «Ру-чеек», «Масленица», «Терембай». Результатом реализации данных проектов было открытие мини – музея в нашей группе, в котором были представлены все компоненты природных ресурсов Южного Урала, а также предметы быта народов Южного Урала, народные иг-рушки – тряпичные куклы, игрушки из дерева и бересты. Большинство экспо-натов для нашего музея были созданы совместно с детьми - дети научились скручивать тряпичные куклы, узнали о значении каждой народной куклы - «Крупенички», «Веснянки», «Кубышки – травницы» и многие другие. Наш му-зей пользуется большой популярностью в детском саду. Дети других групп с удовольствием посещают наш музей и изучают его экспонаты. Важным условием эффективной реализации образовательного проекта является взаимодействие с семьями воспитанников. Семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптировать-ся в обществе, найти себя в жизни, поэтому необходима интеграция усилий детского сада и семьи. Сначала родители с настороженностью отнеслись к предложению участвовать в образовательном проекте, но в ходе его реализации начали активно и с интересом принимать участие в его реализации, осуществ-ляли с детьми совместную деятельность, участвовали в конкурсах и выставках прикладного творчества, в совместных акциях, помогали собирать экспонаты для музея, предоставляли фотоматериалы, участвовали в праздниках, шили на-родные костюмы, участвовали в оформлении предметно- развивающей среды, возили детей на экскурсии. В результате взаимодействия с родителями были составлен цикл совместных рассказов «Как я отдыхал летом на Южном Урале», «Дикие животные Южного Урала», «Как животный мир готовится к зиме на Урале», «Жизнь первобытного человека», «Орудия труда первобытного чело-века», «Минералы Южного Урала», «Птицы Южного Урала», «Озера родного края»; приняли участие в выставке «Плодородие Южного Урала», «Малахито-вая шкатулка», «Волшебный камень»; изготовлены книжки-малышки: «Лекар-ственные растения Южного Урала», «Полевые цветы родного края», «Ядовитые растения Южного Урала»; каждая семья изготовила свою собственную Красную книгу родного края; принимали участие в создании макетов: «Жизнь первобытных людей на Южном Урале», «Пещера хозяйки Медной горы»; из-готовили книги «Обитатели водоемов Южного Урала», «Легенды Южного Урала»; оказали большую помощь в создании мини – музея. Образовательная деятельность имеет коллективный характер. Поэтому реализация наших проектов осуществлялась в тесном взаимодействии со спе-циалистами ДОУ. Целью нашего взаимодействия являлось создание единой об-разовательной среды и оптимальных условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей детей через проектную деятельность. В нашем проекте принимали участие музыкальный руководитель, инструктор физкультуры, руководитель изодеятельности и педагог дополнительного обра-зования – хореограф. Каждым специалистом были запланированы и реализова-ны мероприятия в соответствии со своим направлением образовательной дея-тельности. С музыкальным руководителем были проведены музыкальные вече-ра, музыкально – дидактические и театрализованные игры, совместные празд-ники и развлечения. Инструктор физкультуры обучила детей региональным подвижным играм, которые способствую развитию основных движений, позна-комила с традиционными для Южного Урала видами спорта, знаменитыми спортсменами нашего края. Были проведены спортивные досуги и эстафеты. Руководитель изодеятельностипознакомила детей с уральской росписью, деко-ративно- прикладным искусством Южного Урала. Были организованы коллек-тивные работы и семейные конкурсы по изодеятельности. А с хореографом дети разучили традиционные танцевальные движения и музыкально- ритмические игры, характерные для народов Южного Урала. Таким образом, работа по региональному компоненту осуществлялась через все направления образовательной деятельности всеми участниками обра-зовательного процесса. У детей сформировались устойчивые знания о своем крае, его особенностях, чувство гордости и ответственности за свою малую Ро-дину и ее народ. Я надеюсь, что проведенная работа поможет детям ощутить и осознать свою принадлежность к Родине, стать частью огромного мира, узнать и полюбить который возможно лишь при совместном усилии взрослых. Данный опыт работы и презентации по его реализации были представле-ны на педагогическом совете и активно используются в работе педагогами на-шего ДОУ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий